Главная / Записки / Новости / «Дирижер настоящей жизни»

«Дирижер настоящей жизни»

В начале июня в газете «Известия УР» в рубрике «Культура» вышло интервью журналиста Александра Поскребышева с директором театра «Молодой человек» Еленой Столовой. Разговор, начавшись с актуальной темы — как театр осуществлял свою деятельность в период самоизоляции, плавно перетек к обсуждению наиболее личных, внутри театральных и семейных историй.

Ниже приводим полный текст интервью:

Директор муниципального театра «Молодой человек» Елена Столова не только «подарила второе дыхание» бывшему кинотеатру Удмуртия, но и многие годы организует городские праздники. Предстоящий юбилейный день рождения Ижевска предоставил повод добавить к портрету этой деятельной и одновременно ощущающей женщины несколько штрихов, о которых, быть может, не знали даже ее хорошие знакомые...

Ситуация нежданного счастья

— Елена Владимировна, давайте начнем разговор с притчи во языцех — как в условиях самоизоляции происходило самовыражение «Молодого человека»?

— Должна вам сказать, что я благодарна нынешней ситуации. Для кого-то она стала испытанием, а мне принесла счастье. Начну со своей семьи, в которой не принято делить быт от театра. Самоизоляция обновила семейные ощущения и позволила сыну Ивану, которого мы давно не видели, приехать из Москвы и побыть дома. Если посмотреть на мир шире, то мне кажется, что, успокоившись от прежней бесконечной беготни, люди уравновесили себя, стали чувствительней и терпимей относиться друг к другу, снова начали задаваться ключевыми вопросами бытия — кто мы, что мы? И в целом у меня создается впечатление, что социум вернулся к утраченным на какой-то период истинным ценностям, к нам вернулись неподдельные живые ощущения, которые дают желание жить и двигаться дальше.

— Ну а что же происходило в это время в театре? Видимо придется помянуть затрепанную фразу героя чеховской «Чайки» Треплева — опять искали новые формы?

— Откровенно скажу, что театр в режиме on-line наскучил мне очень быстро. Примерно через неделю-две после старта самоизоляции смотреть спектакли в интернете стало просто невыносимо, потому что театр — это «здесь и сейчас» и зритель наравне с актером является полноправным создателем спектакля, тогда как в формате on-line это не возможно. Тем не менее, третий месяц мои мозги усиленно размышляют над тем, что делать и как быть дальше. Мы продолжаем участвовать в грантовых программах. Довольно долго у нас не хватало времени заниматься нашей театральной студией и вдруг нежданно время появилось, и мы открыли виртуальный набор. Потенциальные студийцы начали присылать свои видеоролики с творческими работами, и наши режиссеры отобрали полтора десятка кандидатов, которые осенью смогут окунуться в театральную атмосферу и понять, нужна ли им сцена. Помимо этого, летом предстоит благоустройство территории вокруг театра, в рамках программ «Инициативное бюджетирование» и «Формирование современной городской среды».

Вся красота математики

— Теперь предлагаю поговорить непосредственно о вас. Как вышло, что инженер-физик, а потом и экономист очутилась в театре? Два высших образования и одно место работы — «Молодой человек»?

— Знаете, почему у меня все получается? — неожиданно отреагировала Елена Столова и постучала по столу. — Потому что Богу было угодно сочетать во мне интерес к точным наукам — математике и физике, любовь к цифрам с творческой природой, жаждущей реализации. А еще мне очень повезло на встречи с интересными людьми, которые формировали мою личность. Когда я пошла учиться в первый класс, то одновременно начала заниматься в ижевской музыкальной школе № 1 на дирижерско-хоровом отделении и мой педагог и директор Надежда Петровна Горнштейн буквально «вцепилась» в меня, интересуясь тем, что я читаю, что говорю, как воспринимаю мир, как размышляю и фантазирую.

— Дирижерская закалка многое проясняет в линиях вашей жизни! Музыкальная композиция и дирижирование представляют собой точный расчет и математическое моделирование.

— Да! Скажу больше, когда я училась в музыкальной школе, то на уроках сольфеджио, не помня где какой знак альтерации нужно поставить — бемоль или диез, на помощь мне приходила математика: «Два тона — полутон, три тона — полутон», спокойно и безошибочно вычисляла я.

— Для многих юных музыкантов сольфеджио было сродни сопромату, а вы щелкали сложные примеры как орешки.

— Совершенно верно. Позже, став студенткой Ижевского механического института, моя кипучая энергия требовала выхода, и я пришла во Дворец культуры «Интеграл», где базировался студенческий театр эстрадных миниатюр «ИжМехСмех». После коротких смотрин Евгений Вадимович Столов вынес свой вердикт: «Девушка! Вы нам не подходите! Идите на третий этаж, где танцуют! Может быть, там вас возьмут».

— Затем Евгений Вадимович стал вашим мужем, а вы директором театра, в котором он служит главным режиссером и худруком. Все-таки чревато говорить женщине столь обидные слова. Они же мотивируют на всю жизнь, что вы и доказали. А кто еще помимо Столова и Горнштейн ставил маяки на вашем пути?

— Огромное влияние на меня оказал ректор ИжГТУ — мудрейший Иван Васильевич Абрамов. Окончив вуз и находясь под магическим влиянием театрального коллектива, пойти работать инженером я уже не смогла. Придется повториться, что моя энергия была не всегда управляема и опытный взгляд Абрамова определил, что укротить и направить ее в мирное, созидательное русло можно в том случае, если поручать мне сложные дела. Он предложил мне должность администратора, а впоследствии поддержал назначение меня на главного бухгалтера театра «Молодой человек», который в августе 1991 года получил статус муниципального. Поверьте, что уроки Ивана Васильевича, бывало очень жесткие, вместе со сложными 90-ми оказались для меня суровой школой жизни. «Сделаешь, и мы поймем, что ты из себя представляешь, и на что в реальности способна», — говорил мне Абрамов и его поручения и задания научили меня работать с полной концентрацией внимания, быть мобилизованной и ответственной. Хотя это качество у меня было обострено с раннего детства. Вы бы видели, с каким азартом я сводила все строчки бухгалтерских балансов, в каком идеальном порядке находились все документы?! Не зря же у контролеров-ревизоров и налоговиков никогда не возникало никаких претензий ко мне. Между прочим, до сих пор я получаю кайф от точности цифр, от осознания всех нюансов красоты математического моделирования или обыкновенных расчетов.

Высокий забор от неурядиц

— Неужели в театре вам была уготована лишь хозяйственная часть и вы не чувствовали в себе тяги выйти на сцену?

— Моим ведущим мотивом было желание приблизиться к актерской гениальности, постоять на сцене рядом с ней в сакральном биополе артиста. Позже, став директором, мне захотелось создать артистам такие условия, чтобы они могли одаривать счастьем театра не только себя и зрителей, но и меня. Поэтому уже давно в нашем театре я воспринимаю себя исключительно в роли менеджера, управленца, которому приходится «выстраиваться высоким забором», чтобы оградить тонкие актерские настройки от бытовых неурядиц. Порой мне приходится настаивать на соблюдении дисциплины и это бывает делать больно потому, что артистические натуры сопротивляются любому диктату, администрированию и ограничению их свободы. Хочу сказать спасибо нашим артистам за то, что они меня любят, не понимая порой элементарных вещей, которые должен сделать директор, чтобы они имели возможность спокойно творить. Попросту говоря репетировать, играть спектакли и больше ни о чем не задумываться. Но в театре кому-то нужно составлять различные планы, готовить всевозможные отчеты и управляться с многочисленными хозяйственными делами. В решении всех этих вопросах мне помогает тот самый генератор, вырабатывающий мощную энергию. Причем эта энергия широкая и в своем диапазоне она не ограничивается театром или городским пространством, где проходит большой праздник. Это касается даже того, как я готовлю, как накрываю дома на стол, как раскладываю книги на книжной полке, как чувствую цвет или звук. При этом я больше наполняюсь сама, нежели отдаю эту энергию, потому как природного артистического обаяния Бог мне не дал...

Самокритичное обаяние

— ...не слишком ли самокритично для актрисы?

— Ну или так меня убедил в этом Столов.

— Мужа вы называете не иначе как по фамилии?

— Только по фамилии и нам обоим от этого комфортно, — рассмеялась Елена Владимировна и продолжила. — Правда, сейчас, набравшись жизненного опыта и уверенности, я пришла к убежденности в том, что мнение другого человека, как бы ты к нему не относился, не должно ломать твою внутреннюю сущность и структуру личности. Признаться, я всю жизнь была неуверенным в себе человеком. Вы бы знали, как я сомневалась, стеснялась и волновалась перед выходом на сцену?!

— Тут нет ничего странного, известный в Удмуртии актер Николай Ротов, который полвека играет на театральной сцене, в разговоре со мной откровенно говорил о том, что до сих пор испытывает трепет перед выходом на подмостки. Более того, он добавлял: «И не дай Бог потерять актеру это волнение!»

— Наверное поэтому я продолжаю волноваться сегодня даже тогда, когда выхожу к труппе с докладом, несмотря на то что в первое время, когда в 2011 году наш театр только переехал в здание бывшего кинотеатра «Удмуртия», мне пришлось «забыть на время» что я женщина. Мне и с мышами приходилось воевать, и лопатой махать, и выходить в пикет с требованием, чтобы городские коммунальщики заменили аварийный участок водопровода.

— Сегодня многим из нас как раз и не хватает той самой взволнованности. Мы же всё знаем и умеем! Но волнение, как и сомнение, есть две половинки мудрости.

— Видимо «с приходом мудрости» я гораздо меньше стала стесняться самой себя, — Елена Владимировна улыбнулась с нотками самоиронии. — Нынешние времена требуют быть сильной личностью, не прощают нерешительности, и поэтому я стараюсь побеждать в себе любые неуверенности.

Первая Вахтанговская премия

— За все эти качества и за создание театрального дома в декабре прошлого года в Москве вам и вручили федеральную Вахтанговскую премию, которую присуждают ведущим театральным менеджерам страны.

— Тогда, на Вахтанговском фестивале для четырех сотен директоров театров со всей России мы рассказывали о том, как с ограниченным бюджетом, вооружившись желанием и поддержкой друзей, в Ижевске была возрождена точка культуры, о том, что театр нужен социуму как стратегическая единица в системе культурных ценностей, которая позволяет развиваться человеку и государству. Мы говорили о том, как на заработанные средства «Молодой человек» обучает своих актеров в ведущих театральных вузах Москвы и затем они возвращаются работать в родной город, о том, как преобразился внешний и внутренний вид старого здания, зрительный зал, сцена, фойе и вспомогательные помещения. Оценив масштаб проделанной работы, нам присудили Первую Вахтанговскую премию в области театрального дела. Поначалу мне не верилось в реальность происходящего. Но когда, наконец, у меня наступило осознание, то в очередной раз я выразила благодарность судьбе.

Иваны, помнящие родство

— О человеке, скрупулезно изучающем родословную своих предков, говорят, что он ищет до седьмого колена. Знаю, что совсем недавно вы копнули еще глубже. Что искали и что открыли?

— Когда у моего сына Ивана приближалось совершеннолетие, я начала задумываться о том, какой подарок будет оригинальным, запоминающимся и решила сделать семейное древо. Причем в своих поисках и изучении метрических записей и фотографий я пришла к абсолютно невероятным совпадениям и случайным не случайностям. Наш со Столовым сын Иван стал восьмым поколением, а первыми как по моей линии, так и по ветви мужа тоже оказались два Ивана — Трофимов и Столов! Другим удивительным фактом стало то, что оба прадеда Ивана Евгеньевича — Яков Трофимов и Никита Столов, работавшие вместе в ствольной мастерской Ижевского оружейного завода, в один день — 25 апреля 1912 года, по одному номерному приказу № 86 Государя Императора были награждены «Золотой медалью для ношения на груди на Анненской ленте». Разве это не чудо?!

— Конечно, чудо, подтверждающее истину о том, что многие «браки совершаются где-то на небесах» и вам с Евгением Вадимовичем знаком свыше уготовано быть вместе, — отреагировал банальностью газетчик.

— Это чудо меня по-настоящему взволновало! Иногда можно услышать, что в семейном доме важен крепкий фундамент, и я поймала себя на мысли, что обнаружила людей, которые закладывали его в Ижевске задолго до нас, начиная с конца XVIII века. Поэтому для меня и моей семьи юбилейные 260 лет столицы Удмуртии стали не только общественным, но и большим личным праздником, наделившим День города особым внутренним содержанием. Мне кажется, что день рождения Ижевска может получить новый смысл в качестве семейных историй и тогда через личные сюжеты у горожан появится подлинный интерес к истории любимого города.

Главный сюжет в романе

— На финише беседы позволю себе «вернуться в театр». Порой в актерской судьбе галерея желаемых, но несыгранных персонажей бывает более захватывающей, чем шлейф исполненных ролей. А как произошло у вас?

— Мне не нравится слово «сыгранные». Предпочитаю говорить прожитые роли, потому что по сей день я живу театром и благодарю судьбу за то, что дала меня возможность встреч с творческими людьми, быть с рядом с теми, кто вот уже почти три десятка лет отшлифовывают мою личность, формирует как директора, уважают и любят меня, а я откликаюсь на эту любовь взаимностью. Я убеждена в том, что расчетливый менеджер-прагматик не способен успешно руководить театральными или концертными организациями, потому что на языке должностных инструкций с артистами не договориться. Сочетание стратегического мышления и четкой последовательности действий руководителя с одной стороны, счастье творчества и умение воспринимать и понимать природу творческого человека с другой стороны, дают мне ощущение радости. В моей жизни не было размена актерской карьеры на директорское кресло, а просто произошел переход в другое театральное состояние, и это стало одним из самых главных сюжетов, какие должны были состояться в моей жизни и в моем романе с театром.

— За время интервью вы часто благодарили судьбу, а я поблагодарю вас за искренность, которая нынче тоже становится редкостью... А нереализованные желания у вас еще остались?

— Вроде бы и желать-то мне большего нечего: есть работа, которая меня вдохновляет и дает силы для саморазвития, есть любимая семья. Хочу, чтобы моя мама подольше жила, чтобы сын нашел себя и реализовался в жизни, и чтобы продолжали творить эти «противные» актеры, которые иногда очень бесят «тонкостями своих душевных организаций», но именно они способны взволновать, вызвать бурю эмоций, за которые прощаешь многое, любишь бесконечно и готов сделать ради них все!

stolova28.jpg