5 октября свой юбилейный День рождения отметил основатель и художественный руководитель театра «Молодой человек», заслуженный деятель искусств РФ и Удмуртии Евгения Столов.
Предлагаем вашему вниманию статью в газете «Известия Удмуртской Республики», приуроченной это важной для нас дате:
Часть твоей жизни — театр
5 октября свой 75-летний юбилей отметит основатель, художественный руководитель муниципального театра «Молодой человек», заслуженный деятель искусств России и УР, почётный гражданин Ижевска Евгений Столов.
Пышных торжеств по столь весомому поводу в театре не намечается — этот день юбиляр проведёт в очередном путешествии по любимым местам. Он всегда в движении, всегда в поиске, всегда занят делом — любимым делом, шаг за шагом проверяя себя и других, подтверждая правильность вектора выбранного пути.
Почти 40 лет его жизненный путь неразрывно связан с искусством театра. И театр у него свой — неповторимый, муниципальный, созданный им самим в 1991 году на базе народного театра «Ижмехсмех» при Ижевском механическом институте. Это его ребёнок — им рождённый, им выпестованный, им воспитуемый до сих пор. С любовью, с верой, с надеждой на понимание. Это его труд, его боль и радость, его жизнь. Почти вся, в любом случае — большая часть его жизни.
И об этой части жизни — каждого из нас, кто знаком с Евгением Вадимовичем и театром «Молодой человек» — мы решили поговорить с важными для него и для судьбы «Молодого человека» людьми.
Событие Со-Бытия
Первым, с кем состоялся разговор о феномене театра «Молодой человек» и его родителе, стал друг театра, кандидат филологических наук Виктор Чулков (он называет ижевский театр — Театром «Молодой человек» имени Евгения Столова):
— Театры, как люди, рождаются по неповторимому стечению обстоятельств. В этом смысле мир — это лототрон космических масштабов. Этот театр родился, как мне представляется, в зрительской гуще, и его принципиальная установка — отсутствие границ между сценой и зрительским залом, актёром и зрителем. У Столова это больше, чем формальный приём, это способ существования театра, когда театральное действо может и должно продолжаться в жизненном действии. И мне кажется, что вот это перетекание смыслов со сцены в зал и из зала на сцену — это главное, что волнует Столова. Главное, чем он живёт, о чём он думает и над чем работает.
Это очень трудный путь, связанный с тем, что ты постоянно имеешь дело с процессом отбора. Естественного отбора актёров и зрителей. Столовский театр — театр, который всё время тебя «цепляет» и заставляет быть участником действия в духовном, интеллектуальном, культурологическом смысле. Ты вовлекаешься в общее действо, а это большой и нелёгкий внутренний труд, к которому не все готовы, потому что это совершенно другие затраты душевной энергии.
Мне кажется, что за этим всем стоит очень важная мысль о том, что театр, как часть культуры, может и должен быть не назидательным, не иллюстративным, он должен быть частью жизни не только режиссёра и актёров, но и зрителей. И тогда формируется эта страта отфильтрованных театром человеческих, нравственных, этических отношений, симпатий, солидарностей, единства или близости взглядов, позиций, точек зрения.
Из театра «Молодой человек» нельзя уйти, потому что каждый раз ты уносишь с собой свое исправленное им, обновленное и пополненное человеческое содержание. Это великая работа, и вот за это я Евгения Вадимовича Столова уважаю безмерно.
Театр «Молодой человек» — это театр смыслов. Для тех, кто в нём работает, кто ходит в него, для них он — часть жизни, опыт совместного проживания и переживания жизни, времени, эпохи и так далее. Это евангельский сюжет. Театр «Молодой человек» — это «евангелие» от Столова: проживите со мной вместе нашу общую жизнь, все, кто готов, кто способен, все, кто настроен на это.
Столов — пастырь. Евгений Вадимович предлагает свои спектакли как событие Со-Бытия. И кто готов и способен к этой внутренней работе — дверь открыта. Поэтому ему совершенно небезразлично, как зрители к этому делу относятся. Ему нужен акт совместного проживания жизни, со-бытийствования. И это совсем другой уровень. Это уже больше, чем театр.
Физики-лирики
Ключевую роль в создании в те «лихие» 90-е профессионального муниципального театра оказали ректор Ижевского механического института Иван Абрамов и мэр города Анатолий Салтыков. Вуз и муниципалитет выступили учредителями театра, поддержали творческий коллектив в стремлении развиваться дальше организационно и финансово. Благодаря им у театра благополучно сложилась судьба и он стал достоянием республики и Ижевска.
— Для меня Женя Столов — особая тема для разговора, — предварил нашу беседу Иван Абрамов. — Когда я стал ректором, он произвёл на меня очень сильное впечатление. И знаете, чем? Он требовал к себе абсолютного доверия. Есть доверие — есть результат. Не доверяешь — не будет результата. Этой требовательностью к доверию я был подкуплен и стал абсолютно его доверенным лицом. При этом при создании театра «Молодой человек» ставилась задача сохранить лучшие традиции Ижмехсмеха, и он с этой задачей великолепно справился. Ему удалось собрать под своё крыло творческую элиту института и сохранить её. Он не только сохранил добрые традиции нашего вуза, но и развил их. Я хотел бы ему пожелать, чтобы он это своё требование к людям о доверии сумел передать многим поколениям. Потому что в творческих коллективах работать без доверия, на мой взгляд, просто невозможно.
Дело, которому стоит служить
Театральный художник из Санкт-Петербурга, член Союза художников России и Союза театральных деятелей России, уроженец Камбарки Игорь Шаймарданов является не только другом театра и юбиляра, но и соавтором.
— Творческое сотрудничество с Евгением Вадимовичем началось ещё во время моей учебы в театральном институте. Моё осознанное погружение в профессиональный театр началось именно с театра «Молодой человек», в процессе творческого общения с Евгением Вадимовичем. Его отношение к работе, репетициям, убедило меня в том, что театр — это настоящее дело, которому стоит служить. Дружба и сотрудничество с театром «Молодой человек» — часть и моей жизни тоже, — прокомментировал Игорь Шаймарданов.
Ученики
Частью своей жизни считают Евгения Столова и театр «Молодой человек» и бывшие студийцы. Есть те, кто остались в театре, получив профессиональное актёрское образование, другие ушли совершенно в иные сферы деятельности. Все они остаются верными театру и его создателю, их учителю Евгению Вадимовичу Столову. Таковым считает себя директор фирмы «Радио-Сервис» Вадим Щекатуров. Он до сих пор дружит с труппой, помогает по мере возможности финансово в развитии театра.
— Мы дружим уже много лет и можем рассчитывать друг на друга. И здесь мне всегда рады. А чтобы радость была неподдельной, я прихожу в гости с тортом, — шутит Вадим Щекатуров.
фото — Елена Кулакова