Главная / Записки / Жизнь / 70 лет СТД УР. Текст несостоявшегося выступления

70 лет СТД УР. Текст несостоявшегося выступления

std.gif

Я с одной стороны представитель городского театра, единственного пока городского театра, а с другой стороны — председатель режиссерской гильдии СТД республиканского. Городского СТД нет. Республиканское отделение СТД для всех одно. Получается, что одна нога там, другая здесь. Поэтому весело не обещаю, постараюсь, чтоб не скучно.

Сначала вопрос к залу: какому из наших театров нужны неталантливые актеры и режиссеры? Никому. Гарантировано ли талантливому человеку талантливо существовать в театре? К сожалению, это не так просто. Талант зависит от обстоятельств, а потому «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами». Эту строчку все мы знаем. И эта строчка, по-моему, вполне годится, чтобы ответить на вопрос: для чего существует СТД? Не только СТД Удмуртии, а и России. СТД существует, чтобы помогать талантливому плодотворно существовать в нашей театральной жизни. Это общественная организация, а это значит, что сами театры заинтересованы, чтобы театр в УР и в РФ был убедителен для всех людей — от властей до тех, кто ходит в театр. Подчеркиваю: не только какой-то конкретный театр, а театр, как область нашей жизни. Добиваться интереса к театру, уважения, может быть даже любви — это наша общая задача. И роль СТД тут трудно переоценить.

Мне, например, нашему театру СТД (во всяком случае российский) очень помог. Если бы не кабинет народных театров, а потом кабинет молодежных театров и театров-студий, где трудились замечательные специалисты и страстно заинтересованные в своем деле Инесса Константиновна Сидорина, Марьяна Юрьевна Корбина, Софья Михайловна Ганцевич, вряд ли мы бы появились на профессиональной сцене. Эти женщины знали в огромной тогда стране все подающее надежды и поддерживали его всесторонне организацией фестивалей, высокопрофессиональной критикой, системой семинаров, для проведения которых приглашались лучшие специалисты (мне, например, посчастливилось три года учиться на семинаре М. М. Буткевича — грандиозного педагога - стоит, хотя бы, прочитать его книгу «К игровому театру», чтобы в этом убедиться), помогали получить профессиональное образование и осуществляли всестороннюю опеку. Почему? Потому, что любили театр. Примерно то же о них может сказать и глазовский «Парафраз», да и Владимир Иванович Сафонов, насколько я знаю, тоже не был обойден вниманием этого кабинета. А наши старшие товарищи, я имею в виду республиканские театры, приняли нас, непохожих на них, в свою среду, и муниципальные театры постарались соответствовать уровню профессионального театра и при этом оставаться собой. В подтверждение могу сказать, что три последних фестиваля первые места присуждаются муниципальным театрам, когда-то начинавшим с нуля, из здешних недр. Надеюсь, что у республиканских театров это вызывает не раздражение, а желание в следующий раз обскакать муниципалов, и, уверяю вас, мы будем только рады достойному спектаклю, потому, что рады любому убедительному театральному явлению — это же повышает престиж театра в республике, интерес властей и заполняемость залов.

И вот СТД Удмуртии 70 лет! Вполне пенсионный возраст. А СТД РФ чуть ли не в два раза больше — вообще музейный. По нравам теперешнего времени надо уступать чему-то другому, новому, молодому, но новое ведь тоже разное, и строчки про помощь талантам и пробивную способность случайных в театре людей работать не перестает. Тем более, что зачастую новое еще не очень-то разбирается с тем, что они больше любит: искусство в себе или себя в искусстве. Сегодняшний Костя Треплев вряд ли чеховский. Плевать он хотел на профессионализм, на грамотность, на школу, несмотря на то, что и одаренность в глаза тоже не бросается. Что делать, таковы издержки демократии. Теперешний Костя Треплев не застрелится. Он застрелит. Безграмотность и хамство будет внедрять, как новые формы. Уж в чем, в чем, а в пиаре-то он понимает, и, над тем, что «не это подымает ввысь» он посмеивается. Это все для него химеры.

Так периодически происходит в жизни, и для очередного грядущего хама то, что накоплено до него поколениями, только мир засилья, а ему очень хочется места под солнцем.

Но разве мы можем, положа руку на сердце, сказать, что он совсем неправ в смысле критики нас? Таков ли уровень театра в нашей республике, что нам за него порой не бывает стыдно? Он, конечно неправ! Не может быть прав хам, неуч и бездарь. Но мы-то сами неужели не в состоянии критически относиться к собственным результатам? Критически! То есть с позиции наших же критериев, исходя из наших представлений о настоящем театре, о грамотной актерской игре, о профессиональной режиссуре? Хочется, чтобы мы сами, а члены СТД в первую очередь, все время устраивали себе проверку на соответствие, хочется надеяться, что искусство в себе нам до сих пор дороже себя в искусстве.

Извините, если что не так, спасибо за внимание, СТД с праздником, с надеждой, с любовью, с верой до такой степени, что готов прямо сейчас погасить долг и заплатить членский взнос за этот год!

Столов Евгений Вадимович