Главная / Записки / Новости / Рубрика «Персона»

Рубрика «Персона»

Наталья Борисова, родилась в городе Ижевске, в прошлом студийка театра «Молодой человек», а ныне московская актриса театра и кино, в этом году вернулась в свой родной город и родной театр, с которого и начался её путь в творческую жизнь.

16 лет назад, в 2004 году, юная ижевчанка, окончив школу, уехала в Москву поступать в театральный вуз, поступила и так и осталась жить и работать в столице. За эти годы Наталья накопила довольно богатый жизненный и творческий опыт. Снялась в 35 ролях в художественных, документальных и короткометражных фильмах, начав свой кинопуть с эпизодической роли Маши Цибиной в нашумевшем тогда сериале «Школа» Валерии Гай Германики. В 2015 году сыграла главную роль в телевизионном фильме «Федерико Феллини и Джульетта Мазина» на ТК «Культура». Работала в ТЕАТРЕ.DOC (играла в спектаклях «Заполярная звезда», «Анна и Хельга», «Алконовеллы», «Звери») и на других современных театральных площадках Москвы. Даже был опыт озвучивания мультипликационных фильмов. В её копилке десяток наград и дипломов на фестивалях профессионального кино международного уровня в России и за рубежом.

Наш сегодняшний разговор с Натальей выстроен по принципу нескольких ключевых фраз, можно сказать, цитат, характеризующих тот или иной этап её жизни.

«Театр начался с увлечения музыкой»

Как рассказывает Наталья, хоть тяга к актёрству в ней проснулась с 5 лет, выросшая к старшим классам в мечту уехать в Москву учиться, но в театр её привело увлечение музыкой. Она осваивала игру на гитаре, и именно гитара, сломанная гитара, которую необходимо было отремонтировать, и привела будущую актрису в городской театр «Молодой человек», где она задержалась, поступив в театральную студию.

— В своё время я не окончила музыкальную школу, и меня это расстраивает. Как будто я сама себя обворовала. Бывают моменты, когда нужно сыграть какую-то сложную роль, а ты не знаешь, как это сделать, ты ходишь, мучаешься. Но когда слушаешь определенную музыку, она тебя сама выводит на нужные эмоции и состояние. Музыка — очень сильный инструмент для актёра.

«Всё, что мы ищем, рано или поздно находит нас само»

В театральную студию при театре «Молодой человек» Наталья пришла в 11 классе. Уже скоро ей была доверена её первая самостоятельная роль в спектакле по произведениям Фёдора Михайловича Достоевского «Театр смешного человека». Следующая роль — в спектакле «Бесы».

— В какой-то период я очень много читала Достоевского. Я его читала, он меня к себе притягивал. Не знаю, как это получилось. Меня «держал» тогда и Чехов, и Достоевский. И в 18 лет, когда мне дали такую возможность прикоснуться ко всему этому, к миру «достоевщины», я считаю, что мне очень повезло. И вторая роль — опять Достоевский, роман «Бесы». Наши мечты, желания, порывы, наши сильные «хочу» притягивают к себе действительность. Я так была увлечена Достоевским, что эти роли притянула к тебе и материализовала.

«Москва — школа выживания»

Потом наступил 2004 год, имея за спиной багаж первых театральных ролей, актриса отправилась поступать в театральный вуз в Москву, поступила в ГИТИС, и так получилось, что осталась в Москве учиться, жить и работать.

— Тот путь, который прошла я, ту школу выживания, до меня проходили и другие люди, сильные люди. Москва либо ломает тебя, либо даёт возможность реализоваться. Но вопрос, какими путями это всё происходит. Это, действительно, школа выживания. И когда ты приезжаешь в столицу, ты радуешься, ты в розовых очках, думаешь, что то, что тебя все любили в родном городе и в своём театре (примечание — театре «Молодой человек»), это норма, так везде. Но ты приезжаешь туда и понимаешь, что никому не нужен, и приходится быстро осваивать новую среду. В какой-то момент — и через это все проходят — хочется всех послать: и жить негде, и деньги заканчиваются, и никого из близких рядом нет... Но я не о чём не жалею.

«Делать то, что мне легко даётся, уже не интересно. Надо идти дальше»

В 2009 году в творческой биографии Натальи возникает Театр документальной пьесы ТЕАТР.DOC. Независимый, негосударственный, некоммерческий театр, где многие работы выполняются волонтёрами на добровольной основе, где ставятся документальные пьесы, основанные на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей, театр, существующий на стыке искусства и злободневности.

— И снова тут история про то, что когда сильно чего-то хочешь, то это сбывается. Я очень хотела поработать на этой площадке, но не знала, как это сделать. И когда я меньше всего этого ожидала — отпустила свою мечту, мне позвонили из ТЕАТРА.DOC и предложили сотрудничество. Это была новая форма работы, потому что до этого я работала с классическими произведениями, а тут предложили пьесу современного драматурга про ВИЧ-инфицированных людей.

Помню на гастролях в Красноярске, когда мы отыграли этот спектакль в реабилитационном центре, я после спектакля выбежала из зала (стало плохо от сильной обратной отдачи зрителей), выбежала на улицу. Там идёт дождь, и ко мне подходит девушка — зритель со спектакля — и говорит: «Можно я с вами постою?». И мы просто стоим, молчим, смотрим на дождь и на деревья и слушаем радио, которое играет из динамиков на центральной улице этого города. Я ей была так благодарна, что мы молчали, и нам обеим стало легче. Это как у ребенка: он упал, коленку расшиб, поплакал, а потом, через пять минут — всё нормально. В этом, наверное, и есть чудо театра. Театр, в отличие от кино, даёт мощную обратную связь, что ради этого стоит жить, жить на сцене.

ТЕАТР.DOC — очень хорошая площадка для начинающего артиста. Но в плане игры, это документалистика, там не надо специальной подготовки, ты не ищешь зерно роли — это достаточно легко. И в какой-то момент я поняла, что я выросла из этого и захотела вернуться обратно к классике — Чехову, Достоевскому. Вот тут работа, ты вытаскиваешь что-то, и когда это не получается, ты мучаешься. То, что я делала в ТЕАТРЕ.DOC, я уже могу, но мне хочется расти дальше и развиваться.

«Бойтесь своих желаний»

Когда актрису позвали в ТЕАТР. DOC, параллельно с этим открылась дорога и в кинематограф. Наталью утвердили на эпизодическую роль в сериале «Школа» Валерии Гай Германики. После этого было много ролей в полнометражных и короткометражных фильмах, сериалах, но больше всего ей запомнилась роль в документальном фильме «Федерико Феллини и Джульетта Мазина».

— Мне всегда нравились Федерико Феллине и Джульетта Мазина. Я мечтала встретиться с этими личностями и понимала, что эта мечта никогда не сбудется, в силу объективных обстоятельств, но мне довелось побыть в роли Джульетты Мазины, когда мы делали документальный фильм для канала «Культура». Так получилось, что играя там главную роль, я сыграла и Джельсомину, и Кабирию, и Джульетту. И это был очень интересный опыт. Когда тебе надевают парик, делают грим, ты готовишься к роли, пересматриваешь фильмы с её участием, ты примеряешь на себя образ, в который ты была влюблена, когда читала историю её жизни, биографию, и ты понимаешь, что у этой женщины тяжёлая судьба, ведь никто не знает обратную сторону успеха. Это, наверное, я бы не могла сделать в театре, потому что на съёмочной площадке есть такие возможности, когда ты можешь экспериментировать. То есть хочу сказать, что театр — это одно, кино — другое, но по-своему оба процесса прекрасны.

«Хочется поделиться с людьми хорошими эмоциями, переживаниями, своим интересом к жизни»

В заключение нашего разговора Наталья ответила на наш вопрос: «Почему на этот год Вы снова вернулись в Ижевск и в театр „Молодой человек“?»

— Мое восприятие жизни такое: до 18 лет ты живешь с родителями, а потом ты должен покинуть родительское гнездо, отделиться от родителей и попытаться самому построить свою жизнь. Я покинула родителей, 16 лет прожила в Москве, много путешествовала, встретила много хороших учителей, многому научилась и наработала свой жизненный опыт. В какие-то моменты мне было очень тяжело, в какие-то моменты мне помогали люди. Сейчас прошёл какой-то цикл, и круг замкнулся. И мне захотелось с этим багажом вернуться домой. Я понимаю, что хочу поделиться своими знаниями и опытом со своей родиной, потому что, если я этого не сделаю, то эти знания могут принести мне вред. Мне нужно отдать дань своим корням, потому что это моя родина, и я хочу поделиться с Ижевском всем этим.