Режиссер муниципального театра «Молодой человек» Ижевска Андрей Опарин принимает участие в творческой режиссерской лаборатории в городе Советске Калининградской области.
Молодой постановщик вошел в число победителей конкурсного отбора Калининградского областного театра юного зрителя «Молодежный» (Тильзит-Театра) на постановку эскиза спектакля по произведениям Федора Михайловича Достоевского.
«Достоевский и МЫ»
Конкурс был объявлен к 200-летию со дня рождения известного русского писателя. Режиссерская лаборатория «Достоевский и МЫ» проходит в Советске с 16 по 23 августа 2021 года в рамках международного проекта «Наведение мостов: развитие туризма и культуры в Советске и Алитусcком районе», реализуемого по программе приграничного сотрудничества между Литвой и Россией.
Во время лаборатории четыре режиссера, среди которых режиссер ижевского театра «Молодой человек» Андрей Опарин, поставят с артистами Калининградской труппы эскизы своих будущих спектаклей.
Материалом для сценических работ станут разные произведения Достоевского, а также факты его биографии. Так, например, эскиз по известному рассказу Федора Михайловича «Чужая жена и муж под кроватью» поставит режиссер Анастасия Старцева, а Мария Сельчихина и Антон Понаровский планируют работать над эскизами более крупных, но также всем известных сочинений прозаика — романов «Игрок» и «Бедные люди».
«Детская сказка» из Петропавловской крепости
Постановщик из Ижевска выбрал для эскиза малоизвестный рассказ «Маленький герой» (Из неизвестных мемуаров), который был написан Достоевским в Петропавловской крепости после апрельского ареста в 1849 году по делу петрашевцев. Автор писал его в застенках Алексеевского равелина крепости между окончанием следствия и вынесением приговора летом и осенью 1849 года. Первоначально произведение задумывалось намного шире, чем рассказ, и называлось «Детская сказка». Рассказ ссыльного брата Михаил Достоевский опубликовал в августе 1857 года в журнале «Отечественные записки» под псевдонимом, анаграммой М-ий.
— Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трех дней не выдержу, и — вдруг совсем успокоился. Ведь я там что делал? Я писал «Маленького героя» — прочтите, разве в нем видно озлобление, муки? Мне снились тихие, хорошие, добрые сны, — из «Воспоминания о Достоевском» Всеволода Соловьева (русский ежемесячный историко-литературный журнал «Исторический вестник», 1881, № 3).
Именно здесь, в стенах Петропавловской крепости, где содержалось немало государственных преступников, и не все из них оттуда выходили живыми, Федору Михайловичу удалось написать один из своих самых задушевных, лиричных и светлых рассказов.
— Рассказ «Маленький герой» совершенно не похож на того Достоевского, к какому мы привыкли, — комментирует Андрей Опарин. — Эта вещь очень какая-то радостная, про первую влюбленность.
Писателя волновала тема детства и взросления, развития детской души, возникновения первых проявлений любви: любви самоотверженной, любви-преданности. Когда первое чистое и искреннее чувство не требует еще себе воздаяния, когда в любви воплощаются идеалы рыцарственности и бескорыстия.
По законам театра
Многие литературоведы отмечали, что сюжет рассказа «Маленький герой» Достоевского течет по законам построения спектакля.
— Я подбирал эту вещь, думая об артистах труппы Тильзит-Театра. Этот спектакль должен быть больше как игра с этим текстом, а не его прямая иллюстрация. Мне бы хотелось, чтобы он был про судьбу этих артистов, про их взаимоотношения с театром. Такая история о том, как человек свою жизнь посвящает театру, игре, вымыслу, мечте и за счет этого спасается. Как, собственно, и Достоевский, находясь в тюрьме, этим самым рассказом спас себя, мне кажется, от безумия, — рассказывает о своей задумке режиссер.
Постановщик поделился и своими идеями о сценографии будущего спектакля:
— Сцена и будет основной сценографией на самом деле. Мне хочется ее всю как-то освободить от всего, добавив какие-то элементы реквизита. Чтобы она, как театр, была обнажена, чтобы сама структура театра была на виду. И переодевания будут в открытую, и выстраивание декораций. С подбора возьмем какой-нибудь театральный хлам — это и будет декорация. Но это тоже пока на уровне эскиза. Если по итогам лаборатории работа вырастет в спектакль, то там я уже дальше по сценографии буду работать с художником.
Проверка на вшивость
Условия творческой лаборатории в Советске таковы, что лучший из четырех сделанных в августе эскизов будет доработан в спектакль и войдет в действующий репертуар театра. Если все сложится удачно, то именно Андрей Опарин из Ижевска уже в начале следующего года сможет приступить к постановке данного спектакля на сцене Тильзит-Театра в Калининградской области.
Тем более что опыт работы с труппами других театров страны, а также участия в творческих лабораториях у режиссера уже имеется. В 2015 году он поставил спектакль «Денискины рассказы» с артистами Театра юного зрителя им. Вампилова в Иркутске, а в 2018 году — «Мелкие случаи из личной жизни М.М. Зощенко» в Вольском драматическом театре. В 2012 году в Перми в рамках проекта «Классная драма» режиссер сделал две короткие детские пьесы на фестивале «Большая перемена». В 2013 году участвовал в творческой лаборатории молодых режиссеров «Вселенная Шекспира» в Ижевске с эскизом на спектакль «Буря». И ежегодно, начиная с марта 2017 года, Андрей ездит на режиссерскую лабораторию от Союза театральных деятелей Российской Федерации под управлением известного российского театрального режиссера, главного режиссера Театра им. Евгения Вахтангова Юрия Николаевича Бутусова.
— Мне кажется, что очень полезно уезжать в другой театр и работать с другой труппой, которая тебя совершенно не знает. Потому что это своеобразная проверка себя на вшивость плюс стрессовая ситуация — все это только помогает. Тебе заново нужно доказывать, что ты можешь, что у тебя получиться. Тебе заново надо учиться выстраивать диалог с артистами. В любом случае из подобных поездок ты возвращаешься в родной театр с новым багажом, — резюмирует Андрей.