Главная / Записки / Новости / К 175-летию со дня рождения Дениса Фонвизина

К 175-летию со дня рождения Дениса Фонвизина

14 апреля исполняется 275 лет со дня рождения писателя, создателя жанра русской бытовой комедии Дениса Ивановича Фонвизина. В энциклопедиях его произведения «Бригадир» и «Недоросль» обозначены как значительное явление в драматургии второй половины XVIII века. По оценкам многих литературных критиков, «литературное наследие автора не столь богато, зато им написано произведение, за счёт которого имя данного литератора не сходит с уст потомков».

Речь идёт о пьесе «Недоросль», которая входит в обязательную школьную программу, и которая довольно часто воплощается на театральных подмостках и в современное время. В 1782 году «Недоросль» был написан автором и появился на сцене. Дозволение было дано самой императрицей. «... Придворные актёры её императорского величества играли её на публичном театре, по письменному дозволению от правительства. Успех был полный...», — из письма Фонвизина Медоксу, содержателю театра в Москве.

В городском театре «Молодой человек» пьеса «Недоросль» была поставлена Андреем Опариным в 2012 году. Спустя 8 лет, в 2020 году, у режиссёра появился интерес к обновлению постановки. О том, как и какие именно акценты в спектакле планируется изменить, поделился сам режиссёр:

«Когда я начинал делать „Недоросля“, то для меня „недоросль“ Митрофанушка как персонаж пьесы был не так важен, а было важно добиться ощущения, что вся наша страна спит. Страна — „недоросль“, и казалось, что надо организовать такое пространство сна. В этом году мы решили обновить постановку, ещё может и потому, что имеется спрос у зрителя на этот текст, и очень хочется сделать спектакль более ясным и ощутимым. Сейчас Митрофан — центральная фигура спектакля. Ещё в начале года мы приступили к репетициям, стали пробовать, поэтому пока можно только сказать, что замысел нынешнего „Недоросля“ только возникает — спектакль рождается во время репетиций. Но одна из убедительных проб навела нас на ощущение, что пространство спектакля — не просто сон, а такой из серии страшных, кошмарных снов, где, как у кого-то из великих сказано, „сон разума порождает чудовище“. И в этом, мне кажется, перспективность нового замысла. „Недоросль“ Митрофанушка представляется уже не просто смешным и глупым, этаким „дурачком“, окружённый „звериной“ заботой своей деспотичной матери Простаковой, а довольно страшным существом, которое ещё неизвестно чем может стать. И понимаешь, как нужно и важно очень много энергии потратить на образование. Не формально, не на количество знаний, а образование — в смысле формирования человека. Каков он будет? Добытчик денег, участник рыночных отношений? Или всё-таки что-то большее — человек как в христианской парадигме, человек, созданный по образу и подобию? Наделённый способностью творить, созидать этот мир или просто потребитель? Раньше был замысел, связанный со сном страны, а теперь больше смещается в сторону того, что если сейчас мы не сможем создать и ощутить для себя образ человека и начать движение к нему, то рождается такой „недоросль“ — жуткий тип. Хотелось бы теперь эту идею реализовать в формах и образах спектакля».

nedorosl_oparin.jpg