Режиссер театра «Молодой человек» Андрей Опарин поставил второй спектакль со студентами УдГУ
Его постановка под названием «маяковский. репетиция.» осуществлена в рамках традиционного студенческого конкурса театральных постановок «Огни Большого ВУЗа — 2021». В течение 7 дней на сцене актового зала университета было представлено 13 студенческих спектаклей, в которых было занято более 300 участников.
По итогам фестиваля спектакль «маяковский. репетиция.» стал победителем в номинациях «Лучший спектакль», «Лучший актерский ансамбль» и «Лучший режиссер».
Это уже вторая полноценная работа режиссера театра «Молодой человек» с ребятами из Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета. Напомним, что на прошлогоднем фестивале студенты под руководством Андрея Опарина одержали уверенную победу с вербатим-спектаклем «#Событие_Это_Я» по реальным личным историям молодого поколения. Тогда первый опыт совместного творчества профессионального постановщика с любителями не только получил заслуженную оценку экспертного жюри, но и успешно трансформировался в репертуарный спектакль театра. Он играется ими на театральной сцене в течение года, а трое из участников — Юлия Зайцева, Александр Миронов и Григорий Мокрушин — вошли в труппу учреждения культуры и задействованы в качестве начинающих актеров и на практике постигают азы театрального мастерства.
Режиссер называет прошлогодний опыт со студентами «первым курсом»: «Спектакль «#Событие_Это_Я» — это была наша первая совместная работа, знакомство с ребятами, я ее еще называю «первый курс». Та постановка была документальной, основана на жизненных историях ребят, которые рассказывали то, о чем болеет их душа, что их беспокоит. «маяковский. репетиция.» — это уже работа с автором, работа с образом. У нас получилось некое художественное исследование Маяковского, исследование лирической природы как таковой.
Главной темой спектакля стала тема «Как сердцу высказать себя». Главное, что у нас получилось, на мой взгляд, это то, что возник ансамбль, у ребят появилось какое-то доверие друг к другу, к замыслу. И когда это происходит, это всегда счастье.
Мало того, мне кажется, что во время работы над спектаклем и для меня Маяковский стал открываться заново. Не исключено, что и этот студенческий спектакль сможет, как и «#Событие_Это_Я», стать отдельной репертуарной единицей театра «Молодой человек».
Что касается работы с наследием Владимира Маяковского, Андрей Опарин отметил, что работать с поэтическим материалом ему особенно нравится. Лирика присутствует в постановках режиссера по произведениям Варлама Шаламова «Колымские рассказы» и «Анна Ивановна», создание второго из них вообще начиналось с идеи построения полностью поэтического спектакля по стихам автора, но потом постановщик взял за основу драматургическое произведение Шаламова.
«С поэтами мне вообще интересно, — комментирует свою творческую позицию Андрей. — Когда репетировали этот спектакль с ребятами, снова стало понятно, что Владимир Маяковский — это большой поэт, что всяческие идеологические наслоения, это только наслоения, а по существу, конечно, он очень крупный русскоязычный лирик. Это совершенно ясно. В его стихах есть и работа с языком, и с образами, и с метафорами. Такой, мне кажется, сердечный футуризм».
По словам режиссера к актерскому прошлогоднему составу студентов Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета добавились и новые участники, которые довольно органично влились и в уже сложившийся творческий коллектив, и в саму историю создания необычного спектакля. В планах Андрея в будущем не терять эту связь с молодыми артистами и попробовать свои силы не только на фестивале «Огни Большого ВУЗа», но и подумать над иными совместными творческими проектами.
«Спектакль называется „маяковский. репетиция.“ — все слова с маленькой буквы, — поясняет жанр постановки Андрей Опарин. — Получился открытый жанр, это такая история поиска встречи с автором, каких-то точек соприкосновения с ним, и с тем, как он сегодня звучит, в современности, из уст молодого поколения. Именно в процессе подготовки спектакля нам с ребятами стало понятно, что и форма, и жанр нашего действия должны быть „репетиция“. Такой разомкнутый, открытый, принципиально незаконченный жанр. Хотя на самом деле в этой форме он вполне может меняться, дополняться и трансформироваться, могут возникать, вырастать еще элементы. Наверное, по жанру „маяковский. репетиция.“ ближе всего к трагифарсу».
А по другую сторону рампы на фестивале «Огни Большого ВУЗа» были не только благодарные молодые зрители, но и серьезное профессиональное экспертное жюри, в состав которых вошел еще один представитель городского драматического театра «Молодой человек» — актриса и заместитель директора по развитию Мария Руднева.
Мария судит студенческие постановки не в первый раз. Она рассказала о том, как изменилось творческое наполнение конкурсной программы и как вырос актерский уровень ребят, а также поделилась своими впечатлениями от увиденного.
«Мне все студенческие работы очень понравились: великолепные декорации, великолепные актерские работы. В целом, уровень ребят по сравнению с прошлым годом значительно вырос. Они смелее стали, и их актерский рост за этот год виден очень сильный. Приятно видеть на сцене и узнавать „звездочек“, лидеров, которые с каждым годом поражают своим талантом, яркостью и открытостью».
Актриса также считает, что значительно вырос и уровень самих спектаклей. После удачного опыта 2020 года со спектаклем «#Событие_Это_Я» в жанре документальной постановки, некоего «разговора по душам» в этом году еще больше факультетов обратились именно к нему. Например, спектакль «Goodbay, Ижевск» Института языка и литературы или «Министерство хороших мам» по пьесе Екатерины Гуземы, с участием студентов Института экономики и управления, основанной на фрагментах реальных историй молодых мам и пап Ижевска. Также была постановка, сделанная в пластическом жанре и даже классика — «Морфий» по Михаилу Булгакову Института нефти и газа им. М.С. Гуцериева.
Мария Рудневу уверена, что с каждым годом жанровый спектр фестиваля, уровень режиссуры и актерского мастерства ребят будут только расти. Что, безусловно, не может не радовать всех участников мероприятия: зрителей, жюри и самих актеров.