Главная / Записки / Новости / Ко Дню рождения Достоевского

Ко Дню рождения Достоевского

11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения одного из самых влиятельных романистов, великого русского классика Федора Михайловича Достоевского.

Творческое наследие этого писателя знают во всем мире. Кто-то более глубоко, а кто-то поверхностно, знакомясь с ним только в рамках школьной программы. Кто-то во время взросления перечитывает его вновь и вновь и открывает для себя своего Достоевского, а кто-то и вовсе не останавливается в связи с неприятием публичного обсуждения столь интимных тем, касающихся наших душ, пороков и страстей. Но как бы то ни было, многие его знают, интересуются и находят в его произведениях некие точки соприкосновения.

Вот и сегодня, в юбилейную дату, я решила поговорить на тему интереса к творчеству Федора Михайловича Достоевского и сложившихся с ним отношений с представителями театральной общественности Ижевска — режиссерами и актерами городского драматического театра «Молодой человек» Андреем Опариным и Сергеем Шуваловым.

— Почему мне интересен Достоевский? — первым вступает в наш разговор Андрей Опарин. — Мне кажется, что он открывает такие глубины в человеке, ведь исследовать человека можно безгранично, потому что все это тайна.

Достоевский совершенно точно находится среди больших авторов. С такими авторами исследование человека всегда интересно, захватывающе, безгранично. Ты на таком авторе сам вырастаешь как человек.

Кроме того, я считаю, что у него есть слух к каким-то процессам — большим процессам, историческим, даже историко-культурным, социо-культурным. Он, действительно, описывает процессы, которые мы сейчас видим. Еще тогда у него было их предощущение. В этом он, может быть, даже в каком-то смысле пророк.

Поэтому совершенно не случайно, что его произведения много ставят как в России, так и по всему миру. В Германии в последнее время стали его часто ставить и в Польше, вообще в Европе.

Хоть это и проза, романная форма в основном, но она очень поэтична. В ней есть какой-то внутренний напряженный ритм. Мне кажется, это какая-то не совсем литература. Это всегда эксперименты над самим собой, над бумагой. Ну и то, что нам известно о том, как он эти вещи писал, что это всегда был такой поток. Не кропотливая работа с каждым словом отдельным, фразой, а такие потоковые вещи. В какой-то момент он вообще наговаривал текст стенографистке. То есть это какая-то наговоренная проза. Очевидно, что он входил в какое-то состояние, в потоке которого возникало то, что мы сейчас называем произведениями Достоевского. Это какой-то особенный, конечно, мир, поэтому с ним интересно.

И еще он очень театрален. И я думаю, что театр к нему будет обращаться вновь и вновь, потому что в нем есть конфликты, потому что он очень драматургичен или, как говорил Бахтин, диалогичен. У него голоса героев являются автономными, то есть они не просто рупоры идей Достоевского, а находятся в постоянном таком споре. А роман — некое поле столкновения этих противоположных идей, доведенных до эксцессов, до катастроф. Безусловно, Достоевский — автор катастроф. И этим он интересен, а сейчас особенно, потому что сейчас как-то эти катастрофы идут одна за другой. А состояние стресса стало нормальным состоянием современного мира, который, по-моему, вообще приходит уже в тупик. Федор Михайлович — пророк этого тупика. И мне кажется, эти вещи он очень точно диагностировал, наблюдая человека, себя, жизнь.

На мой вопрос, что интереснее — играть или ставить Достоевского, Андрей ответил, что и то, и другое довольно интересно для него, хотя сейчас его больше привлекает работа с Федором Михайловичем в качестве режиссера.

Он также отметил, что подход к постановке разных произведений тоже разный. Так, например, свою будущую премьеру спектакля по повести «Маленький герой» в Тильзит-театре в Советске (Калининградская область), запланированную на начало следующего года, режиссер хочет решить через раскрытие темы маленького театра.

— «Маленький герой» — детская сказка. Я как раз искал то, что не на слуху. Еще сама ситуация написания этого произведения, которая создана в Петропавловской крепости, в одиночной камере в период следствия, где он несколько месяцев находился до того, как отправиться в Сибирь. Такой переходный для него жизненный момент, и при этом получилась совершенно светлая снаружи проза. Какая-то в этом есть, мне кажется, тайна Достоевского, что за всем ужасом, который он видит, чувствует, всегда есть ощущение света. И мне показалось, что это очень интересно и театрально можно решить.

Для меня там важна тема самого этого маленького театра, находящегося на окраине России в маленьком городе с интересной историей в окружении Европы. Это и есть некий образ, метафора Петропавловской крепости, одиночки, в которой был Федор Михайлович. При этом артисты, когда играют в своем театре, чувствуют себя счастливыми и свободными, как и Достоевский, когда пишет, находясь в камере. То есть искусство — спасительный выход для души.

Мне хочется сделать спектакль о творчестве, призвании артиста, художника, а если шире, то человека. Поэтому и сценография планируется минимальная. Сцена почти не заполнена декорациями, она такая, как будто Достоевский еще репетируется, и в это время возникают разные конфликты на основе самого театра и произведения.

Еще есть задумка сделать что-то из Достоевского в нашем театре «Молодой человек». Так как это здание бывшего кинотеатра «Удмуртия», то у нас есть много интересных локаций, помимо сцены, которые тоже могут стать местом действия. Это тоже может быть какая-то интересная форма взаимодействия с Федором Михайловичем, с его миром — закутки, низкие потолки, арки.

Сергей Шувалов также добавил, что для миллионов людей Достоевский — очень дорогой писатель:

— Писатель очень дорогой, с какими-то отношениями интимными, тонкими и нужными для души человека. По мере нашего взросления, образования, мы понимаем, что это вершина, что это глубина. Обнаруживается, что Достоевский становится родным и близким тебе, что его мысли ясные и понятные тебе, в твоих ритмах, твоих пропорциях, что ты думаешь так же.

У Льва Николаевича Толстого есть в «Анне Каренине» одна фраза: «Она пила его слова». Так вот для меня Достоевский в какой-то период жизни вдруг оказался таким, что ты его пьешь — его фразы, его мысли, его произведения. Он тебе так дорог, как вода, как живительный источник. И все эти глубины и подполья, нравственные высоты, сатирическая и комическая его стороны, а также публицистическая — все это тебе очень дорого. И как сказано в романе «Мастер и Маргарита», Достоевский бессмертен, он нас поддерживает и нас направляет.

200d2.jpg