Главная / Записки / Новости / Необычный концерт

Необычный концерт

4 октября в городском театре «Молодой человек» прошел необычный концерт семейного музыкального дуэта «Гальярда» Геннадия и Полины Бабушкиных

Это было не просто очередное музыкальное выступление одной из душевных инструментальных пар Ижевска — великолепного соединения скрипки (на ней виртуозно играет Полина) и классической гитары, где-то и с участием электронного пианино (свое мастерство игры на этих инструментах показал Геннадий), это был необычный концерт с комментариями.

Музыкальная экскурсия

В фойе театрального пространства для ижевчан была проведена своеобразная экскурсия по истории европейской музыки, уютно выстроенная в хронологическом порядке по эпохам: от Ренессанса, Барокко, Классицизма и Романтизма до XX века и наших дней.

Концертный плей-лист включил в себя как классические произведения, так и современную музыку. Исполнение каждой композиции музыканты предваряли небольшим рассказом, подчеркнув, что их выступление в первую очередь предназначено для школьной аудитории.

— Мы сделали краткий обзор по эпохам, рассказали, как менялась музыка. Получилась небольшая экскурсия по истории музыки. Главная задача нашей встречи с юным поколением (хотя на концерте присутствовала публика самых разных возрастов) заключалась в том, чтобы в первую очередь найти общий язык со зрителем, заинтересовать детей и молодежь, показать, что то, что мы исполняем, это не что-то пыльное и музейное, а довольно интересное и любопытное. То есть, встретиться друг с другом разным поколениям и объединиться посредством хорошей музыки, — прокомментировал Геннадий Бабушкин.

В ходе концерта музыканты рассказали, как появилась музыка, которая нас окружает, чем отличается Ренессанс от Барокко и Романтизма, порассуждали вместе со слушателями, бывает ли классическая музыка современной.

— Наша программа называется очень серьезно «История европейской музыки от Ренессанса до наших дней». Мы думали ее делать для детей и молодежи, учащихся средних и старших классов. Отсюда возникла идея пройтись по разным эпохам и стилям. Мы не будем пытаться как-то подробно рассказывать историю музыки. Мы только хотим поделиться тем, что нам удалось открыть для себя в музыке разных эпох, — с этих слов начали музыканты свой необычный концерт.

Гальярда

Первой сыгранной композицией стала композиция под названием «Frog galliard» английского композитора Джона Доудленла, жившего в одно время и в одном и том же городе с всемирно известным драматургом и поэтом Уильямом Шекспиром.

Именно ею Геннадий и Полина приоткрыли публике дверь в эпоху Возрождения — Ренессанса, в то время, когда появились первые сборники нот, называемые table-book (настольными книгами):

— В этих пьесах было несколько партий, они рассчитаны на ансамбль музыкантов. Что интересно, партии были развернуты в разные стороны, чтобы сидящим вокруг стола музыкантам было удобно их читать. Пьесы предназначались не для исполнения со сцены, а для приятного проведения времени: кто-то поет, кто играет на виоле (предшественнике скрипки), кто- то поет и одновременно играет на лютне.

Хоралы и оперы

К эпохе Барокко, когда музыка развивалась в двух направлениях — церковном и светском, исполнители перешли через хоральную прелюдию Иоганна Себастьяна Баха «К тебе взываю, Господи Иисусе Христе» (она звучит в известном фильме Андрея Тарковского «Солярис») и две пьесы одного из самых интересных композиторов того времени Жана Филиппа Рамо «Мюзет» и «Тамбурин»:

— В церковной музыке Барокко главное имя — Бах, а главный жанр в протестантской церкви — хорал, который исполнялся всей общиной на службе в церкви. Был сборник хоралов, все прихожане знали их наизусть, а церковные органисты делали обработки хоралов — хоральные прелюдии, каждый по-своему.

Как пояснили зрителям участники дуэта, в 17 веке появился главный жанр светской музыки — опера, а также публичные театры, где она исполнялась.

Французские пьесы Филиппа Рамо были написаны для оркестра, Геннадий и Полина адаптировали их под свой музыкальный дуэт. Как рассказали они во время концерта, мюзет и тамбурин являются музыкальными инструментами. Мюзет — разновидность волынки, а тамбурин — бубен.

Важный период

После эпохи Барокко история музыки вступила в эпоху Классицизма.

— Это очень важный период в музыке. В это время полностью сформировываются главные музыкальные формы, в первую очередь — сонатная форма. Также главные музыкальные жанры — симфония и инструментальный концерт. Полностью складывается состав симфонического оркестра. Наверное, поэтому она и называется классическая. И здесь три имени, без которых нельзя обойтись. Это так называемые венские классики — Гайдн, Моцарт и Бетховен, — продолжает ведение концерта Геннадий, после чего для зрителя звучат вариации на тему Вольфганга Амадея Моцарта из оперы «Волшебная флейта».

Сразу же после этого, перейдя к эпохе Романтизма, старт которой дали всем известные Франц Петер Шуберт, Фредерик Францишек Шопен и Роберт Шуман, музыканты представили на суд внимательной публики «Романс» Петра Ильича Чайковского. По их мнению, музыка великого русского композитора, уроженца города Воткинска стала вершиной стиля эпохи Романтизма.

Джаз и не только

В музыкальную современность дуэт «Гальярда» стремительно и энергично ворвался через Джаз — стиль XX века, выросший из регтайма и блюза и сильно изменивший существующие тогда классические подходы. На концерте были сыграны две пьесы Майкла О’Коннора «Регтайм» и «Свинг».

Блестящим финалом стало исполнение музыкантами современных композиций: «Медуза» Томаса Феллоу, «Польки» Альфреда Шнитке, двух миниатюр Гии Ганчели и «Bad guy» Билли Айлиша.

После концерта Геннадий и Полина отметили, что новая форма проведения музыкальных выступлений полностью себя оправдала:

— Все прошло прекрасно. Зал удивительно живо откликался на все произведения и долго купал нас в овациях.


Это интересно

Музыкальный семейный дуэт «Гальярда» образовался в 2005 году во время обучения Геннадия и Полины в Нижегородской консерватории им. М.И.Глинки. Ансамбль — лауреат I степени конкурса «GRAND MUSIC ART» (Москва), дипломант Международного конкурса им. А.К. Фраучи в Нижнем Новогороде, участник Московского фестиваля камерной музыки «Золотые грифы» и Международного Дягилевского фестиваля (Пермь), обладатель Гран-При конкурса «Призвание» (Ижевск).

Творческий коллектив хорошо знает ижевская публика, на протяжении пяти лет музыканты представляли свой абонемент в Удмуртской филармонии. Геннадий Бабушкин также известен жителям и гостям столицы как актёр театра «Молодой человек». Артист является выпускником Российской академии театрального искусства (ГИТИС), с 2004 года работает в театре «Молодой человек», до этого занимался в театральной студии.