В преддверии начала нового театрального сезона собеседницей газеты «Известия Удмуртской Республики» стала актриса городского театра «Молодой человек» Алина Опарина.
Алина родилась в Москве, затем ее семья переехала в Тольятти, где она училась в лицее искусств на театральном отделении. Актерское образование будущая артистка получила в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, поступив на целевой курс, набранный при Самарском театре драмы.
В ижевском театре Алина Опарина появилась 5 лет назад, до этого успев 10 лет прослужить в двух театрах: Самарской драме и в театре-студии «Грань» у Дениса Бокурадзе. В Удмуртию актриса приехала к будущему мужу — режиссеру и актеру театра «Молодой человек» Андрею Опарину.
Взять ответственность за свою жизнь
Наш разговор с Алиной состоялся летом, в промежутке между двумя театральными сезонами. Вначале речь шла о том, как прошел в театре первый пандемийный сезон, ознаменованный длительным локдауном, когда зрители и артисты не имели возможности встретиться, а также о том, что нового он ей дал в ощущениях театра и жизни.
— Сезон получился какой-то скомканный, потому что долго мы сидели на карантине. Я все еще притираюсь к театру. У меня есть такое ощущение, что все, что происходит со мной сейчас — это все еще попытка заговорить на одном языке с коллегами, принять в полной мере свой переезд и осознать всю ту жизнь, какой я теперь живу, совмещая роли матери, актрисы, жены режиссёра и той Алины, что я знала прежде. Я в процессе!
На одной из последних репетиций прошлого сезона художественный режиссер театра Евгений Вадимович Столов сказал, что актер часто находится в таком положении, когда он хочет бросить. И когда это ощущение «я больше не могу» по-настоящему подходит и ты этот барьер проходишь, то у тебя открывается что-то новое в ощущении театра, ты пересматриваешь свое положение в нём, по-новому чувствуешь, какое место он (театр) занимает в твоей жизни. И с этими новыми открытиями идешь в какую-то неизвестную пока жизнь. Скорее всего, это связано с понятием: взять ответственность за себя и каждый прожитый день на себя, творить его, наполнять теми реакциями, что созидают тебя, а не разрушают сомнениями и страхами. Кажется, что у меня в этом сезоне случилась подобная история. Есть надежда, что энергия не утечет в песок, а наоборот накопится для следующих шагов. Я бы очень хотела, чтобы у меня все чаще получалось успокоиться и привести себя в рабочее русло, чтобы я себя чувствовала в силе находить свою ответственность и делать свою работу с удовольствием.
Открытые двери
По словам Алины, после прохождения этого пути, перед ней начали открываться новые двери:
— Все лаборатории и конкурсы, на которые мы с Андреем (Опариным) «постучались», они ответили и нам везде сказали: «добро пожаловать».
Это и участие в режиссерской лаборатории по Достоевскому в Советске Калининградской области, и выигранный грант от Союза театральных деятелей на реализацию творческих проектов, и планы совместного семейного актерского дуэта на постановку новой пьесы Дениса Осокина «Анемоны», заказанной специально под них, и в последующем перспектива съемок фильма по этой пьесе. В отпуске творческая семья Опариных побывала в Крыму, где был организован лагерь для детей из Ижевска. Алина и Андрей занимались с детьми актерскими тренингами, а дети в свою очередь сыграли спектакль под открытым небом на набережной Алушты на радость отдыхающим.
Любая роль — плюс-минус драма
В ходе разговора мы вспомнили роли, которые Алина сыграла за эти пять лет службы в театре «Молодой человек». Первым спектаклем, в котором она приняла участие после рождения сына Вани и выхода из декрета, стал спектакль «Конармия» по произведению Исаака Бабеля. Эта постановка Андрея Опарина в 2019 году вошла в лонглист «Золотой маски», стала победителем фестиваля «Артмиграция» и была показана московским зрителям. Кстати, именно во время этого показа в столице актрису увидели представители киногруппы и пригласили сыграть роль мамы Петра Ильича Чайковского в документальном фильме, часть съемок которого прошла в Воткинске.
В этом же году Алина сыграла в премьере спектакля по рассказу Василия Шукшина «Светлые души», а потом в детском спектакле «Фантазеры. Огурцы» по Николаю Носову и в других постановках труппы. Необычный пандемийный сезон 2021 года театр закрыл премьерой по пьесе Варлаама Шаламова «Анна Ивановна» (в главной роли — Алина Опарина).
На мой вопрос: «что наиболее интересно играть», актриса ответила:
— Я люблю Нюсю из Шукшинских «Светлых душ». Когда удаётся сыграть хорошо, кажется, что душа чуть-чуть подросла. Очень нравится играть Алину Олеговну Заплатку из спектакля «Фантазеры. Огурцы». Этой весной мы с Андреем съездили в Москву и посмотрели на малой Вахтанговской сцене «Питера Пэна». Нам повезло попасть на первый состав, спектакль был очень хороший. Я обревелась — просто моя тема абсолютно, когда Питер Пэн выбрал не взрослеть, а заниматься всем настоящим, что в детстве есть. И мне очень понравилась актриса Женя Ивашова, которая играла Венди. А когда мне нравится кто-то на сцене, то я как обезьянка прихожу потом на репетицию или спектакль, и то, что мне нравится, оно само из меня выходит. И я поймала себя на том, что в «Фантазерах» я чувствую себя этой девочкой Венди. Это был такой восторг, потому что я приблизилась к тому, что мне очень нравится.
Еще больше мне нравится, что мы в спектакле «Фантазеры. Огурцы» много дурачимся. И то, что там классная завязка со зрителем. И так как мы его часто играем, мы нарабатываем эту «мышцу». Спектакль все больше открывается и зрители все больше кайфуют. В этом есть огромный ресурс. Ну и то, что он такой импровизационный, легкий и простой. Я прямо жду его и мне там прекрасно.
Много во время интервью мы рассуждали о том, что какой бы ни была режиссерская задумка спектакля, важно, как актеры в нем себя чувствуют.
— Когда мы смотрели спектакль «Сережа» Дмитрия Крымова с Марией Смольниковой, там все было хорошо сделано, но присутствие актрисы, которая все хорошо чувствует, оно сильнее всех конструкций, которые придуманы. И это так классно, потому что ты видишь, что это суть театра — живой, увлеченный артист, которому очень хорошо. Хотя не всегда получается чувствовать спектакль. Но я уже перед спектаклем понимаю, случится он сегодня или нет: интуитивно, по своему внутреннему состоянию. Бывают, конечно, удивительные несовпадения, когда я бываю в таком состоянии, что чувствую, что не могу никак открыться, а зритель, например, принимает, и ты ухватываешься. Но не всегда это удается, чаще всего тебя тянет в это болотце. А как не поддаться этому состоянию уныния, что что-то там не идет, — это опять про то, как брать ответственность на себя.
Разрешать себе больше жить
— А чтобы не было этих «заморочек», надо просто разрешать себе больше жить, — добавляет в конце интервью Алина. — Как это сделать? Я, например, тут классно придумала сбывать свои маленькие мечты. Такие как выпить вместе с подругой кофе, сваренный на костре у пруда, или довериться миру, отпустить контроль над ситуацией и дать мужу и ребенку вдоволь накупаться в водоеме и нахлебаться воды. Сходить на курс по работе с эпоксидной смолой, наделать разных сережек и раздарить подругам, лепить чайники, делать им деревянные ручки, родить второго ребенка... Как много вокруг всего классного: и было, и будет. Главное — не упустить эти возможности.